Модели общения и коммуникативная деятельность

Большое разнообразие форм человеческого общения можно в значительной степени систематизировать с помощью всего лишь пяти моделей общения: познавательной, убеждающей, экспрессивной, суггестивной и ритуальной. Знание этих моделей общения позволяет не только программировать собственные коммуникативные действия в общении, но и разработать прогноз ответных действий своего партнера по общению. Профессиональная компетентность менеджера проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей. Остановимся более подробно на содержании каждой из них.

Для понимания специфических особенностей коммуникативной деятельности важное значение имеет моделирование поведения субъектов общения в тех или иных коммуникативных ситуациях. Под «моделью» при этом понимается система параметров или знаков, воспроизводящих существенные свойства оригинала.

 

Существуют следующие основные модели общения:

в познавательной модели общения реализуется цель передачи информации, значимой для другого субъекта общения;

в убеждающей модели общения через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга;

в экспрессивной модели общения реализуется цель передачи чувства, оценки, состояния друг другу;

в суггестивной модели общения реализуется цель оказания внушения или внушающего воздействия;

в ритуальной модели общения реализуется задача формирования системы психологической поддержки норм отношений.

 

Профессиональная компетентность руководителя проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей.

 

Остановимся более подробно на содержании моделей общения.

 

1. Познавательная модель общения

 

а) используйте ее, если вы хотите: передать информацию и расширить информационный фонд друг друга;

 

б) при этом вам необходимо задействовать: познавательные возможности партнеров по общению, их интеллектуальные способности и установки на общение;

 

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

отчет о деятельности;

сообщение о результатах деятельности;

информация о принципах понимания или путях решения проблемы;

общение по результатам изученных первоисточников информации;

информационно-аналитическое выступление;

 

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

концентрация внимания на предмете информирования;

рационализация изложения материала;

логически безупречная аргументация;

доказательность всех выдвигаемых положений;

подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.

 

2. Убеждающая модель общения

 

а) используйте ее, если вы хотите: вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;

 

б) при этом вам необходимо задействовать: опору на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;

 

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

торжественная речь;

поздравление;

ПРИГЛАШАЮ В СВОИ ЧАТЫ

напутствие;

комплимент;

 

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

опора на эмоциональный настрой партнера;

учет контраргументации и критической позиции одного партнера по отношению к другому;

эмоциональное отношение к предмету общения.

 

3. Экспрессивная модель общения

 

а) используйте ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового);

 

б) при этом вам необходимо задействовать: опору на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения;

 

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

рассказ о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения;

мотивированный призыв;

анализ возможных последствий;

 

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

краткость изложения;

ситуативная обусловленность;

яркость жестикулирования;

демонстративный характер поз;

интонирование голосом;

аффектация и акцентация;

фасцинации при помощи художественного подкрепления.

 

4. Суггестивная модель общения

 

а) используйте ее, если вы хотите: оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности;

 

б) при этом вам необходимо задействовать: некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;

 

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

внушение через мотивационную сферу сознания;

внушение через идентификацию;

внушение через ссылки на авторитет;

внушение через персонификацию;

внушение через предупреждение;

 

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;

постоянное разъяснение внушаемых установок;

формирование аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении;

интонационная стимуляция внушаемой информации;

дистанционное управление эмоциональным напряжением и т. д.

 

5. Ритуальная модель общения

 

а) используйте ее, если вы хотите: закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах;

 

б) при этом вам необходимо задействовать: художественно оформленную среду, канонизацию действий и концентрацию внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одновременно);

 

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

ритуальные акты;

церемонии;

обряды;

обрядовые комплексы;

 

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения;

предварительное заключение конвенции о порядке ритуала;

концентрация внимания на самоценности ритуальных действий;

театрализация коммуникативного поведения.

 

Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчерпывают их многообразие. Да и показать все многообразие не представляется возможным в рамках данной публикации. Задача была более скромной, и она содержит в себе две части: во-первых, представить общение в системной характеристике и показать возможности его модификации от конкретных факторов; во-вторых, показать возможные подходы к моделированию собственной коммуникативной деятельности. В представленных моделях сделан акцент на коммуникативно-ролевые действия партнеров по общению. Такой акцент необходим для руководителя, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, для самопрограммирования собственного коммуникативного действия в общении. Во-вторых, для разработки прогноза ответных действий своего партнера по общению. Психологический и социальный прогноз коммуникативных действий партнера по общению опирается не только на модели общения, но и на глубокое знание психотипов людей.

Борис Мастеров

Share
Share