6 причин взглянуть иначе на себя и бизнес

Ваша успешность во многом определяется тем, под каким углом вы смотрите на мир. Как воспринимаете деньги? Как выстраиваете отношения с семьей? Какие принципы исповедуете в бизнесе? О чем стоит помнить, если желаете добиться успеха?

Каждый из нас стремится к успеху разными путями. Кто-то повторяет за лидером. Другие гадают на кофейной гуще. Третьи ищут знакомых в госорганах.

На самом деле для успеха порой достаточно просто взглянуть на привычные вещи под другим углом, говорит руководитель программы Executive МВА Ашот Сеферян. Как изменить свой взгляд на мир?

Чтобы стать успешнее, вглядывайтесь в детали окружающего мира.

1. Чем больше зарабатываете, тем яснее осознаете, что не получаете ожидаемой свободы

Конечно, для кого-то деньги могут быть целью в жизни. Но этот кто-то должен понимать: деньги почти никогда не приносят отдачи, на которую вы рассчитываете изначально.

Это как в инвестициях — вы можете вложить миллиарды долларов в перспективную идею, но вдруг выясняется, что одних только денег для успеха недостаточно. Почему так получается? Одна из причин в том, что управленцы, которые получают инвестиции на развитие компании, не могут увлечь людей. Не могут объяснить, что впереди. Потому что в головах самих управленцев одна цель на будущее ― заработать много денег. Лидеру нужно нечто большее.

2. Без философской концепции собственного бытия разваливаются и семья, и бизнес

Почему так бурно развиваются страны Юго-Восточной Азии и Китая? По мнению Сеферяна, дело не только в дешевизне рабочей силы и трудолюбивом населении. Азиатская ментальность складывалась под влиянием конфуцианства и буддизма. Не каждый житель Азии придерживается религиозных канонов, но «высшая» идея доминирует в обществе.

Важнейшей чертой восточного мировоззрения является постулат о единстве всех сфер жизни. Любой процесс, будь то в бизнесе, политике или искусстве ― все подчинено одним законам. Различаются только конкретные их проявления. Соответственно, любой, кто постигает эти базовые законы, «обречен» на успех и в бизнесе, и в личной жизни.

Когда лидер дополняет бизнес-процесс некой философией, то получает прочную связку. Перешибить такую связку сложно. Одна из причин, почему нам трудно конкурировать с Азией, в том, что мы ориентируемся только на деньги, а они ― на иную философию бизнеса. В этом смысле они сильнее нас.

Богатые люди были в России и до октябрьского восстания 1917 года. Но можно ли сравнить их с когортой нынешних богатых? Зачем Павел Третьяков тратил баснословные деньги на картины, хотя заранее знал, что подарит коллекцию городу? Он мыслил иначе, и у него были другие жизненные ценности. Сегодняшние предприниматели тоже скупают предметы искусства. Но вы всерьез полагаете, что в будущем появится музей Виктора Вексельберга, и любой желающий сможет взглянуть на коллекцию яиц Фаберже?

Американская модель буксует примерно по той же причине. За ней тоже ничего нет.

3. Сегодня многие популярные теории не работают

Возьмем, например, бенчмаркинг. Сначала вы тратите полгода на поиски лучшего игрока в своей отрасли. Выясняете, что именно у него лучшее. Затем планируете, как всего этого достичь. Еще два-три года выполняете задуманное. И что получаете через три года? Свой идеал трехлетней давности. Лидер ушел вперед, но не вы. Это словно ехать за рулем автомобиля, но смотреть не через лобовое стекло, а в зеркала заднего вида.

Вы можете сказать: «Зато я иду проверенным путем». Но можно ли повторить успех лидера, просто скопировав его действия? Будь это возможным, все компании были бы успешными. Если возьмете понемногу от манеры руководства Стива Джобса, Ричарда Брэнсона и Билла Гейтса, то вряд ли станете идеальным управленцем. Скорее, станете нескладным фотороботом.

4. Чтобы принимать правильные управленческие решения, нужно рассматривать разные сценарии

Мы живем в мире сценариев. Перед свиданием мы прокручиваем в голове несколько вариантов ― хороший, плохой, нейтральный. Их может быть больше. А если возлюбленная не придет? А если не понравится? По мере приближения встречи сценарии «переписываются», мы переходим от одного к другому.

В бизнесе так же. Только временные промежутки больше ― 5-20 лет. А если нефть упадет в цене? А если власти Греции объявят о дефолте?

Мы часто произносим словосочетание «искусство управления», подразумевая под этим лишь мастерство управленца. На самом деле, менеджмент и искусство имеют много общего, утверждает Сеферян. Любой театр, любое действо тоже работает по сценариям, которые корректируется по мере действия. Прежде чем написать картину, художник должен «увидеть» ее внутри себя. Точно так же предприниматель сначала должен «увидеть» бизнес. Причем увидеть не деньги, которые будут возможным результатом. А увидеть человека, ради которого он это делает.

5. Вершина ― это не точка, а процесс

Что происходит, когда отдельно взятая персона или бизнес достигает вершины? В идеале начинается восхождение к новой точке. Но невозможно всегда расти, если не меняешься. Задумываться об изменениях, когда уже катишься вниз, ― безумие. Лучшие перемены случаются на вершине. Именно для этого нужен лидер, способный донести идею и философию проекта до команды, который возглавит успех и инновации.

6. Учеба и новые знания ― это не веление времени, не тренд и не понты. Это способ измениться

Зачем вы учитесь новому? Ради сертификата? Потому что начальник требует? Можно и так. Но не лучше ли использовать обучение, чтобы поменять что-то в себе? Не забывайте, что частая причина неудач заключается в страхе взять на себя риск, принять решение, сделать что-то. Кому-то просто не дано быть лидером. А кто-то опасается показаться не таким, как все. Не загоняйте себя в прокрустово ложе. Самые успешные люди и компании ― это те, которые не похожи на доминирующее большинство.

Share

Помечены: Метки