Как вести себя в конфликтной ситуации

Конфликт — это достаточно распространенная ситуация несогласия и противоречия в бизнесе, поскольку в нем всегда действуют несколько сторон, которые не всегда обладают одинаковым мнением по тем или иным вопросам ведения бизнеса. Это могут быть конфликты между поставщиками и клиентами, продавцом и покупателем, и т.д. Можно ли научиться грамотно выходить из различных конфликтных ситуаций?

Одно из самых важных правил при решении любого рода конфликтов — это хорошее владение собой.

Не поддаваться эмоциям, а, в первую очередь, сохраняя спокойствие, разрешать конфликт с помощью логики и знаний определенных психологических приемов. 

Существует своего рода психологическое «табу», т.е. то, что нельзя применять в любого рода конфликтных ситуациях с партнерами или клиентами:

  • Давать им оценку с критической точки зрения 
  • Видеть в их действиях плохие намерения 
  • Демонстрировать какое-либо свое превосходство 
  • Винить их, снимая с себя ответственность 
  • Относиться к интересам клиента с игнорированием 
  • Видеть ситуацию только со своей позиции 
  • Уменьшать их вклад в партнерские отношения и бизнес 
  • Преувеличивать свою роль 
  • Разрешать себе раздражительный тон и ругань 
  • Нажимать на «болевые места» 
  • Предъявлять другой стороне свои претензии.
ПРИГЛАШАЮ В СВОИ ЧАТЫ

Надо учиться правильному поведению в конфликтных ситуациях:

Сначала дайте партнеру или клиенту выпустить пар. Выслушайте спокойно и терпеливо все его заявления и претензии, не перебивайте и не комментируйте его высказывания. К чему это приведет? К снижению внутреннего напряжения у обеих сторон. Например, в магазин пришел разъяренный покупатель, обнаруживший в своей покупке брак. Продавцу лучше всего спокойно выслушать его, тем более, что это не он изготавливал данную вещь, и не виноват, и все претензии покупателя не адресованы лично ему. Если на первом этапе удается сохранить спокойствие, то дальше решить вопрос будет легче.

Предложите своему клиенту обосновать претензии. После того, как человек выплеснулся эмоционально, он готов к разговору, к диалогу, тем более, если ему предлагают высказаться. Но, главное, не позволяйте клиенту опять переходить на эмоции, все время тактично направляйте его на интеллектуальные выводы.

Используйте нестандартные приемы. Как это сделать? Вызвать у человека положительные эмоции, напомнив ему о вашем предыдущем хорошем сотрудничестве, попросив у него совета и т.д. Если клиент — женщина, то можно сделать искренний комплимент. Обязательно искренний, потому что лесть и обман всегда чувствуется. Можно разрядить обстановку, рассказав какой-нибудь анекдот.

Не давайте отрицательную оценку ситуации, и упомяните о своих чувствах. Например: «Я расстроен всей данной ситуацией». Таким образом, вы напоминаете ему, что в конфликте вас участвует двое и кроме его точки зрения может существовать еще и другая.

Постарайтесь совместно сформулировать проблему спора и его конечный результат. Почему это важно? Потому что, как показывает практика, партнеры или клиенты зачастую по-разному видят суть проблемы. Чтобы придти к единому пониманию того, что вы хотите совместно достигнуть, нужно согласие. Поэтому следующий этап решения спора — это нахождение общих точек понимания проблемы. Для этого, надо сначала совместно сформулировать, что вы оба понимаете под сутью решаемой проблемы, а потом описать тот конечный результат, к которому вы оба хотите придти.

Найдите общую основу. Общей основой могут быть законы, факты из практики компании, прецеденты из деятельности других компаний, какое-либо авторитетное мнение.

Дайте возможность партнеру сохранить «свое лицо». Если проявлять уважение даже к сильно разгневанному партнеру или клиенту, то такая реакция произведет на него впечатление. Давать оценку его действиям, не затрагивая при этом его личность.

Подчеркивайте внимание к человеку. Можно в беседе переспрашивать партера или клиента. Например: «Скажите, у вас есть другая точка зрения?», «Давайте уточним, правильно ли мы поняли друг друга?» Такие вопросы позволяют подчеркнуть внимание к человеку и уменьшить его агрессию.

Даже в самой острой стадии конфликта — держитесь на равных. Выдержите спокойную уверенность, не срывайтесь на ответную ругань или крик, а если виноваты вы — то, извинитесь. Извинения — это не слабость, наоборот, на извинения способны зрелые и умные сотрудники.

Каков бы ни был результат — старайтесь сохранить взаимоотношения. После любого конфликта остаются неприятные воспоминания. Но ведь и любой конфликт рано или поздно проходит, а бизнес, и длительные взаимоотношения с партнерами и клиентами остаются. Поэтому, несмотря на конфликт, выскажите надежду на продолжение дальнейшего сотрудничества.

Когда царь Соломон разрешал споры, а надо сказать, что он слыл очень мудрым и справедливым судьей, то он всегда следовал следующим правилам: выслушивал внимательно обе стороны, сохранял спокойствие в любой ситуации и старался найти решение, приемлемое для обеих сторон.

Share
Share