Раздражающие окружающие — Классификация раздражителей

В прошлом году голландская исследовательская компания Randstad опубликовала перечень раздражителей для сотрудников офиса. На первом месте оказался снисходительный тон коллег, далее — желание босса контролировать каждое движение подчиненных, громкие голоса или звонки мобильных телефонов. На последнем месте оказалось желание коллег поговорить о личных проблемах.

На постсоветском пространстве людей выводят из себя совершенно другие привычки коллег. Бесспорным лидером хит-парада раздражителей, как ни странно, оказалась привычка ковырять в носу. Далее — поглощение на рабочем месте интенсивно пахнущей еды, заглядывание в чужой компьютер, громкие разговоры по телефону на личные темы, снисходительный тон. Но, конечно, сотрудников офиса раздражает не только это, примеров было огромное множество: от стучания ручкой по столу и напевания под нос, до проблем с кондиционером вроде «одному жарко, другому — холодно» и использования без спроса чашки коллеги.

 

Страшные истории

 

Проводя большую часть жизни в офисе, бок о бок со своими коллегами, мы вынуждены терпеть и принимать их такими, какие они есть. Но нет такого человека, которого бы полностью устраивали жизненный уклад и привычки других людей. Раздражение мешает работать, из-за него невозможно сосредоточиться, в конечном итоге это приводит к конфликтам и делает атмосферу в офисе невыносимой. Примеров тому множество.

 

«Какое-то время назад в нашем офисе разразился скандал, связанный с такой, казалось бы, безобидной привычкой одного сотрудника — напевать себе под нос. Постоянное «мурлыканье» со временем стало настолько раздражать сотрудников, что они обратились ко мне с просьбой вообще избавиться от этого человека. Конечно, таких радикальных мер, мы предпринимать не стали, но мне пришлось поговорить с нарушителем спокойствия, — рассказывает Елена , начальник отдела рекрутинга компании ITG (консалтинговые услуги; штат — 20 чел.). — Был у нас еще один сотрудник, который хорошо воспринимал информацию, только когда проговаривал ее вслух. Поэтому он вслух читал документы, рассуждал и повторял все, что ему было сказано. Естественно, работать рядом с ним было невозможно. Мы решили пересадить этого и поющего сотрудника вместе в отдельный кабинет. Нужно сказать, что они долго жаловались друг на друга, но потом постепенно избавились от своих привычек».

 

Привычки коллег не всегда бывают безобидными, как кажется с первого взгляда. Один сотрудник рекламного агентства, пожелавший остаться неназванным, рассказал о своей сотруднице, которая так интенсивно пользовалась духами, что люди начинали задыхаться еще на лестнице, не заходя в офис. Долгое время ей не решались сказать об этом, пока одного из сотрудников не увезли на «скорой» с анафилактическим шоком (сильная аллергическая реакция). Конечно, сотрудница перестала пользоваться духами, но наладить нормальные отношения было уже сложно. Вскоре она покинула агентство.

 

ПРИГЛАШАЮ В СВОИ ЧАТЫ

Олег Зимов, доктор психологических наук, член Украинской Ассоциации психотерапевтов прокомментировал это: «Ситуация, когда привычки наносят вред здоровью коллег, разумеется, исключительная. Впрочем, с медицинской точки зрения, раздражающие факторы не безобидны. Особенно, учитывая, что люди проводят в офисе рядом со своими раздражителями много времени. Появление конфликтогенов — так в психологии называются раздражающие привычки коллег — сопровождается выделением в кровь адреналина, что делает людей агрессивными. И если раздражитель не исчезает, то совладать с агрессией становится просто невозможно».

 

Классификация раздражителей

 

Для каждого человека существуют свои конфликтогены. Но есть категория привычек, которые в большей или меньшей степени раздражают практически всех. Мы условно разделили их на четыре категории.

 

Демонстрация превосходства. Эта категория, согласно нашему опросу, является лидером мужских раздражителей. «Человек, разговаривающий с позиции «сверху», претендующий на вселенское знание, отвечающий на все «я знаю», просто не может не раздражать, — комментирует Алена Вирина, финансовый менеджер совместной украинско-чешской компании «Ларма» (штат — 90 чел.). — У нас в компании был рядовой менеджер, совсем еще молодой, во время беседы с которым складывалось впечатление, что он похлопывает тебя по плечу и говорит: сынок, ты так мало еще знаешь в этой жизни. Причем, обращался он так ко всем вне зависимости от возраста собеседника, порой в присутствии руководства. Наконец, наших мужчин это разозлило настолько, что они вызвали его на серьезный разговор. После этого всезнающий менеджер уволился. Думаю, если он не изменится, то ему придется трудно в любом коллективе».

 

Следующая категория раздражителей, также в большей степени раздражающая мужчин, — нарушение личного пространства. Из собственного опыта могу сказать, что когда коллега для обсуждения вопроса подходит к тебе так близко, что уже и дышать становится нечем и ты вынужден отходить, пока не окажешься прижатым к стене — это вызывает дискомфорт и нежелание вообще общаться с человеком. Чаще всего этим «страдают» женщины, а вот пострадавшими оказываются мужчины — они более болезненно воспринимают нарушение их личного пространства. Елена Малиновская утверждает, что была свидетелем, когда из-за такой привычки деловые партнеры отказывались от сотрудничества.

 

Неаккуратность коллег — лидер женских раздражителей. Среди самых «любимых» привычек коллег называются: прием еды на рабочем месте, несоблюдение норм гигиены и т.д. Это наиболее проблематичная категория раздражающих привычек — а их обладатели рискуют оказаться в коллективе в изоляции.

 

Излишняя увлеченность личными проблемами (своими и коллег). «Очень раздражает, когда сотрудники бесконечно болтают по телефону на отвлеченные темы, пьют постоянно кофе-чай-вино-коньяк, едят торты-печенье-плюшки, бегают на бесконечные перекуры, во время которых сплетничают о своих коллегах», — делится Наталья Мазуренко, начальник отдела по развитию и экономическому анализу филиала АКБ «Меркурий» в Киеве (штат — 62 чел.).

 

В поиске выхода

 

Хотя человечество пока не изобрело способ бороться с чужими привычками, попробовать все же стоит. Олег Зимов утверждает, что, прежде всего, нужно «подлечиться» самому, точнее, укрепить свою нервную систему. «Как правило, когда у человека есть внутренний дискомфорт, порог чувствительности к чужим привычкам резко снижается, — объясняет психолог. — На фоне физического нездоровья или личных проблем окружающие раздражают особенно. Можно попринимать успокоительные лекарства, хотя даже осознание собственных проблем — это уже первый шаг к выздоровлению. В такой ситуации человек начинает искать причины не в коллеге, а в себе — это снимает напряжение и раздражение».

 

Наш эксперт утверждает, что на уровень раздражительности влияет и внешняя среда. Самое значительное влияние оказывает погода: когда слишком холодно или наоборот, очень жарко, высокая влажность или давление — люди становятся особенно восприимчивыми к дополнительным раздражителям, каковыми и являются коллеги. В такие периоды необходимо быть осторожным в своих поступках и словах, чтобы самому не стать главным раздражителем и не провоцировать конфликт. Кстати, по мнению Елены Малиновской, наличие внешних причин нервозности, как то плохая погода, — это самый подходящий момент указать коллегам на их недостатки, под благовидным предлогом. «Например, можно смело сказать, что в комнате настолько душно, что запах еды становится невыносим, — говорит Елена. — Несколько замечаний в такой форме отучит коллегу принимать пищу за рабочим столом навсегда. В этот период удобно бороться и с нарушителями личного пространства».

 

Вообще, психологи советуют поговорить с раздражающими коллегами прямо, желательно без свидетелей, чтобы не нажить себе кровного врага. Только не стоит делать это именно в тот момент, когда человек раздражает до предела. Прежде всего нужно успокоиться, чтобы «сербанье» из чашки не стало причиной начала военных действий в офисе.

 

Гораздо сложнее обстоит дело с неаккуратностью и другими, не менее «противными», привычками, о которых вслух и сказать-то не всегда удобно. Но выход есть. «Проблему «немытых» сотрудников, любительниц интенсивных запахов и «поклонников своего носа» мы решили с помощью одного из наших коллег, — говорит Анастасия, директор полиграфического предприятия «С.Р.Друк» (штат — 40 чел.). — К счастью в нашем коллективе оказался человек, который в принципе ничего не стесняется. И мы попросили его прилюдно высмеять эти привычки. Согласна, это было жестоко, но зато весьма эффективно».

 

Но не у всех в коллективе имеется коллега без комплексов, и решать проблему приходится своими силами. Один из наших экспертов признался, что он в свое время так и не смог объясниться с коллегой-мужчиной, который постоянно поправлял брюки в «неприличных» местах. В подобной ситуации, когда язык просто не поворачивается сделать замечание, пришлось прибегнуть к анонимным письмам, в которых описать сложившуюся ситуацию. Если счастливый обладатель «отвратительной» привычки делает это неосознанно — письма подействуют. Иначе — лучше от него избавиться, чтобы не вносить дискомфорт в коллектив. Кстати, в интернете существует сайт annoyingcoworker.net, с помощью которого можно отправить анонимное письмо коллеге-раздражителю. Кстати, анонимное письмо — это пока единственный способ бороться с раздражающими привычками начальника. Хотя и к нему мало кто прибегает, пользуясь принципом «не буди лихо, пока спит тихо».

 

РЕЗЮМЕ

 

  • Все раздражающие привычки можно разделить на четыре группы: демонстрация превосходства, нарушение личного пространства, неаккуратность, демонстрация личных проблем.
  • Постоянное присутствие раздражителя приводит в выработке адреналина в организме человека и повышает агрессивность.
  • Бороться с раздражителями можно с помощью «незакомплексованного» коллеги, анонимных писем, частных бесед. Наиболее действенны просьбы, когда они обоснованы внешними причинами, например, плохой погодой или плохим самочувствием.
  • Единственный способ бороться с раздражающими привычками босса — анонимные письма. Но это может повлечь негативные последствия.
Share
Share