Взаимоотношения с шефом

Не секрет, что взаимоотношения с непосредственным начальством — сфера непростая. Как сделать так, чтобы шеф вас уважал, повышал зарплату и не устраивал разносов? Что делать, если он придирается, несправедлив к вам, не ценит ваших идей? Как научиться не трепетать, когда вас вызывают на ковер?

Для начала попробуйте определить требования, предъявляемые вашим руководителем к своим подчиненным, ведь довольно часто бывает так, что декларируемые условия и реальные абсолютно разнятся. Вполне возможно, что в организации культивируют одни ценности (например, качество работы, миссия компании и т. д.), а шефа интересует исключительно собственное повышение по службе или демонстрация подчиненными лояльности по отношению к нему лично. 

Что, с точки зрения вашего руководителя, является самым большим достоинством подчиненного, а что он терпеть не может? Иногда довольно простые вещи (вроде беспорядка на рабочем столе или чаепития в разгар рабочего дня) вызывают страшное негодование шефа, а ваших серьезных просчетов в работе он порой и не замечает.

К какой категории руководителей относится ваш шеф: к авторитарным лидерам или к начальникам демократического типа? Если вы — сторонник демократических методов, как вас занесло в компанию с авторитарным стилем управления, и наоборот? Что для вас дороже — психологический комфорт, высокая зарплата или карьерный рост? Чем вы готовы поступиться ради хороших отношений с шефом? Какую внутреннюю позицию по отношению к начальнику вы занимаете: вы его уважаете или в глубине души считаете, что будь вы на его месте, то гораздо лучше справились бы с работой? Как часто вы (и ваши коллеги) общаетесь с шефом? Вы обсуждаете с ним все рабочие вопросы или заходите в его кабинет раз в месяц только для того, чтобы получить очередную выволочку?

Понятно, что если ваш руководитель — человек спокойный и разумный, у вас скорее всего не будет к нему особых претензий. Что же заставляет многих начальников вести себя с подчиненными более чем некорректно, демонстрировать свой гнев и прочие малоприятные эмоции? Прежде всего, неумение сдерживать себя. Увы, невыдержанность широко распространена в нашей культуре общения. Может, человек и рад исправиться, стать спокойнее, но сделать уже ничего не в силах (не привык, не умеет контролировать себя или просто не замечает, что обижает людей). Поможет в такой ситуации только работа над собой. Если же вам не повезло и ваш руководитель относится к разряду, мягко говоря, несдержанных людей, постарайтесь контролировать свою реакцию на его поведение.

Не стоит отвечать хамством на хамство. Ведя себя подобным образом, вы роняете свое достоинство и подогреваете и без того накаленную атмосферу. К тому же, увы, ваши возможности не равны: начальник обладает большей властью. Если увольнение или лишение премии не входит в ваши планы — будьте осторожны. Выдержите паузу, успокойтесь и не торопитесь отвечать. Ваш ответ может прозвучать и не сейчас, а на следующий день или через неделю, в общем, тогда, когда шеф утихомирится и будет в состоянии выслушать ваши доводы.

ПРИГЛАШАЮ В СВОИ ЧАТЫ

Демонстрируйте шефу свой позитивный настрой. Возможно, на подсознательном уровне начальник ожидает определенной реакции на свои слова. Если она окажется совершенно другой, это может остановить поток его отрицательных эмоций. Хороший метод — регулярно выдавать руководителю воображаемые подарки. Попробуйте понять, в чем он нуждается больше всего (душевный покой, здоровье, любовь, материальные блага). Придумайте смешной образ подарка (например, здоровье в виде маленького ежика, несущего огромное яблоко). Вспомните какую‑нибудь песню, которая у вас ассоциируется с образом шефа, и регулярно ее напевайте (в одиночестве!). Или нарисуйте картину на тему ваших отношений с руководителем. Не так важно, что вы сделаете. Главное, вы должны научиться воспринимать шефа как человека со своими радостями и печалями, относиться к ситуации с юмором, а не как к трагедии Шекспира. И не бойтесь выдавать нестандартную реакцию на претензии шефа. Это лучше, чем ответная агрессия или затаенная обида.
Не извиняйтесь за то, в чем вы не виновны. Если произошло какое‑либо недоразумение или была допущена ошибка не по вашей вине, а разгневанный начальник норовит свалить всю ответственность на вас — дождитесь удобного момента и разъясните ситуацию. Вы не обязаны отвечать за просчеты коллег.

К руководителю нужно относиться с уважением, но без трепета. Вы продаете свой труд и вправе рассчитывать не только на адекватную оплату, но и на корректное отношение к себе.
Если вы в глубине души хотите занять место своего начальника — желайте ему только самого лучшего. Мысли о том, что ваш шеф недостаточно для руководителя такого уровня разбирается в деле, занимает не свое место, и тому подобные не приведут вас к успеху. Жизнь обычно не поощряет зависть и злобу. Если ваш руководитель занимает эту должность — значит, он обладает какими‑то качествами, благодаря которым сумел добиться данного положения.
Если же вы искренне считаете, что ваш начальник — замечательный человек и его ждет повышение по служебной лестнице, то вполне возможно, что так оно и случится. А освободившееся место займет тот, кто его достоин, и очень вероятно, что им будете вы (если вы действительно обладаете нужными качествами). Хороший специалист и хороший руководитель — не одно и то же.

Никогда не позволяйте себе сплетничать по поводу начальника (да и по поводу коллег), это верный способ нажить себе врагов. Поставьте себя на место людей, которых вы обсуждаете, — вряд ли вам понравится, если сплетничать станут о вас.
Людям нравится, когда их выслушивают и принимают их пожелания. Если ваш шеф сделал вам замечание или попросил о чем‑то, что в ваших силах, — исполните это, исправьте свою ошибку. Дайте руководителю понять, что вы прислушиваетесь к его словам. Часто причиной негативных эмоций шефа становится его собственное внутреннее ощущение, что он не справляется с ситуацией. Вот и устраивает подчиненным разнос, чтобы иметь хоть какую‑то возможность почувствовать себя хозяином положения.

Если вы можете в мягкой форме предложить шефу более конструктивные методы выхода из затруднительной ситуации — сделайте это. Только не в форме прямого совета, а как бы невзначай. Тогда самолюбие руководителя не пострадает.
А как поступить в ситуации, когда из многих сотрудников на роль козла отпущения шеф выбрал именно вас? Необходимо проанализировать, может, вы недостаточно уверены в себе и демонстрируете «поведение жертвы» (опущенные плечи, потухший взгляд, тихая невнятная речь)? Или вы напоминаете начальнику человека из его прошлого или настоящего (учительницу в школе, тещу, конкурента), которого он терпеть не может? Такая причина становится поводом для конфликта, совершенно не осознаваемым враждующими сторонами. Или вы, с точки зрения руководителя, на работе валяете дурака и не приносите очевидной пользы?

Еще одна весьма распространенная причина начальственных придирок — нежелание улучшать условия работы своих сотрудников, поднимать им зарплату и тому подобное. Проще убедить работника, что он ни на что не способен и его держат из милости. Дешево и сердито. Единственное средство в данном случае — знать себе цену и повышать профессиональный уровень, чтобы иметь возможность обоснованно требовать большего, а если договориться не удается — быть желанным работником в других местах.

И не стоит класть все яйца в одну корзину. Если для вас трудовая деятельность — сверхценность и вы не мыслите себя без работы именно на этом месте, то вами легко манипулировать. А когда помимо работы у вас есть увлечения, благополучная личная жизнь, хорошие друзья и вы знаете, что при необходимости легко можете сменить рабочее место, то вы не позволите начальнику занижать вашу значимость и не будете держаться за неподходящую вам работу.
Если же рабочее место вас полностью устраивает, все прекрасно — и коллектив, и зарплата, и условия труда, только вот шеф не такой, как хотелось бы, — постарайтесь найти в нем какие‑нибудь достоинства или хотя бы научитесь не реагировать на его выпады. И не забывайте, что вы сами выбираете себе руководителя, а также и все условия, связанные с данной конкретной работой. Вполне возможно, что ваш начальник вовсе не такая ужасная личность, как кажется, просто нужно приложить усилия для налаживания с ним контакта.

Понятно, что, устраиваясь на работу, вы в первую очередь думаете о собственной выгоде (зарплата, профессиональные перспективы, самореализация). Но имеет смысл подумать и об интересах фирмы и руководства. Гораздо проще получить то, что вы хотите, давая окружающим то, что хотят получить они. Поэтому полезно иметь репутацию лояльного и трудолюбивого сотрудника, конечно, не забывая и о собственных потребностях. Если векторы ваших интересов и интересов компании совпадают, то вы гораздо легче достигнете желаемого. Данное правило применяют умные руководители, делая своих сотрудников акционерами компаний и развивая самоуправление на предприятиях. Этим можете воспользоваться и вы. Плывите по течению, а не поперек.

Не превращая свое рабочее место в поле битвы с начальством по любому поводу и не способствуя попыткам других людей (в том числе и шефа) сделать это, вы сохраняете силы для работы и личной жизни. Не забывайте, что однажды вы сами можете оказаться на месте вашего нынешнего руководителя. Как будете вы относиться к подчиненным? Вполне вероятно, что из кресла шефа все станет видеться иначе. Так что не спешите обвинять и обижаться. Ищите позитивное решение проблемы, и вы обязательно его найдете. Если не можете найти выход сами — посетите психолога или тренинг общения, или просто обсудите ситуацию с другими людьми, лучше с теми, кто способен оценить ваше поведение объективно. Наверняка узнаете много нового о себе, о жизни и о способах разрешения конфликтов.

Хотите получать полезные статьи, притчи, новости и другие полезные материалы с сайта ivanilov.ru для практик успеха? Подпишитесь на рассылку:

Share
Share